ZeDay и eVTOL

21 сентября - День нулевой эмиссии (Zero Emissions Day)

Опубликовано
21.09.2020

Перефразируя известный припев песни можно сказать “была бы концепция, а повод её помянуть мы всегда найдём”. 21 сентября - день нулевой эмиссии и угнетения тепловых двигателей. Сегодня никто не вспоминает, что существовали прогнозы, согласно которым к концу XIX века Лондон до уровня 2-3 этажа будет завален конским навозом. Экологически чистым навозом, заметим. Спасение пришло в виде паровых, бензиновых, дизельных и других тепловых машин. А сегодня звучат предупреждения, что эти машины-спасительницы погубят наш мир. Хорошо хоть не призывают вернуть лошадей в города. Спасение видится в повсеместном использовании электрических двигателей. Откуда берётся электричество и куда девать вышедшие из строя аккумуляторы мы будем думать потом, когда победим тепловые машины. Или закончится топливо, на котором работают вырабатывающие электричество тепловые машины. Но вернёмся к авиации.Airbus ZEROeAirbus ZEROe

В честь ZeDay группа Airbus представила концепцию перспективных пассажирских лайнеров на водородном топливе с нулевым уровнем выбросов ZEROe. Это турбовинтовой и реактивный самолёты классического вида, а так же концепт летающего крыла. Однако не забыты и вертикально взлетающие наши подопечные. В статье “Почему чистые вертолеты ближе, чем вы думаете” доступно излагается, что традиционные виды авиационного топлива при использовании вырабатывают не только энергию, но углекислый газ. Считается, что на долю авиации приходится 2% мировых выбросов и авиастроители уже давно ведут борьбу с ними. В первую очередь внимание уделяется повышению экономичности традиционных тепловых двигателей, что ведёт к снижению выбросов. CityAirbusCityAirbus

Сегодня питающиеся электричеством летательные аппараты должны до трети полезной нагрузки замещать аккумуляторами. Особенно это критично для вертикально взлетающих электролётов. Но в Airbus Helicopters настроены оптимистично и считают, что технологии хранения электроэнергии улучшаются. Когда батарейки будут готовы, авиастроители найдут куда их вставить. В качестве примера приводится всё тот же eVTOL CityAirbus. Не сбрасываются со счетов и гибридные силовые установки.Airbus RACERAirbus RACER

Первое, что бросается в глаза при чтении статьи, это доля авиации в мировом объёме выбросов. Если в бизнесе или политике значение 2-3% считают уровнем статистической погрешности, то почему такой шум вокруг полётов? Вопрос водородных двигателей тоже можно сформулировать с изрядным ехидством в духе “переход к получению тепла путём окисления водорода - это кратчайший путь к всемирному потеплению”. Ну и главное заключается в том, что во всемирном энергетическом балансе использование нефти, угля и газа оставляет далеко позади цветную энергетику, а в выработке электроэнергии уголь показывает рост и занимает почти 40%. Для замещения вырабатываемой за счёт ископаемого топлива энергии электричеством потребуется примерно столько же ископаемого топлива сжечь и выделить всё тот же углекислый газ. Ну и напоследок заметим, что городская аэромобильность в изучаемой статье присутствует эпизодически, для галочки.