Объявлены победители ежегодного глобального студенческого конкурса дизайнерских решений Fentress Global Challenge (FGC). В этом году участники представляли концепции аэропорта 2100 года для самых загруженных воздушных гаваней мира. Победил проект Green Gateway», разработанный Никхилом Бангом и Каушалом Татией из Института архитектуры Южной Калифорнии (SCI-Arc). Концепция превращает международный аэропорт Индиры Ганди в Нью-Дели в перспективный мультимодальный узел. Смягчение воздействия на окружающую среду достигается децентрализацией аэропорта за счёт использования центрального терминала и шести башен, разбросанных по всему городу и используемых в том числе и для очистки воздуха. Бесшовная связь с культурным контекстом места достигается за счёт планирования и формы. Транспортная связанность обеспечивается средствами городской аэромобильности с нулевым выбросом и вертикальным взлётом и посадкой.
Конкурс Fentress Global Challenge (FGC) проводится компанией Fentress Architects с 2011 года и привлекает студентов со всего мира. В этом году на конкурсе представлено более 100 проектов от студентов из более чем 15 стран мира. Приз за первое место оценивается в 15000 долларов, за второе место - 3000 долларов, за третье место - 2000 долларов, а две награды People’s Choice Awards составляют 1000 долларов. Организаторы отмечают, что представляемые работы с каждым годом становятся всё более инновационными, энергичными и динамичными. В этом году участники предложили разнообразный спектр дизайнерских концепций для улучшения здания пассажирского терминала аэропорта с учетом таких ключевых факторов, как футуристические транспортные технологии, урбанизация, глобализация, гибкость, безопасность, осуществимость проекта и опыт пассажиров.
Второе место занял Душан Секулич, студент Университета Любляны из Словении. Его концепция переосмысливает международный аэропорт Хартсфилд-Джексон Атланта (ATL) - самый загруженный аэропорт в мире - как аэропорт с полностью автономными капсулами, креслами для вождения, навигацией на базе искусственного интеллекта и вертикальным взлетом и посадкой (VTOL).
На третьем месте Floating Aero City, спроектированный Юаньсян Чаном, Чаофаном Чжаном и Чжуанчжуаном Кингом из Пекинского университета Цзяотун, который, как отметили судьи, обеспечил дальновидный подход к устойчивому дизайну. Концепция аэропорта, расположенного в Гонконге, отвечает условиям субтропического климата и проблемам высокой плотности плотности населения. Трехмерная плавающая платформа аэропорта, плавающая в море снижает воздействие на естественный ландшафт, одновременно увеличивая доступность земли. Вертикальная форма конструкции значительно сокращает время прохождения пассажирами маршрута от регистрации до посадки, улучшая общее восприятие пассажиров. Экологически рациональные стратегии проектирования включают использование дневного света, приливной энергии, круговой взлетно-посадочной полосы и воздушных судов с водородным двигателем.
Первый приз зрительских симпатий получил проект Vertebrae для Сингапура, разработанный Йи Ян Чай и Шэрон Чо из Университета Малайи, набрав более 6200 голосов. Биофильный дизайн гармонизирует искусственную среду зданий с природой, создавая «город-сад». «Это прекрасная концепция с прочной связью с существующими структурами и вниманием к окружающей среде», - сказала Лоис Крамер, член жюри FGC 2020 и генеральный директор Kramer Aerotek inc. «Этот дизайн отличается устойчивостью к загрязнению воздуха и возможностью появления новых видов транспорта».
Следом за ним, набрав более 5900 голосов, концепция аэропорта O’Pon the Hill, разработанная Ридваном Арифином, Имадуддином Дия Уль-Фатхом и Эрвином Двиратно из Технологического университета Джокьякарты. Концепция сочетает в себе культуру, историю и технологии, чтобы представить будущее международного аэропорта О’Хара с футуристическим терминалом и системой Smart Air Pad для воздушных судов с вертикальным взлетом и посадкой. Оснащенный нанотехнологиями Smart Air Pad проверяет эксплуатационные характеристики самолета. Кроме того, капсулы People Mover Pods перемещают пассажиров по всему терминалу, улучшая циркуляцию и улучшая общее восприятие пассажиров.
В этом конкурсе для нас важно то, что все участники представляют использование вертикально взлетающих и садящихся летательных аппаратов как неотъемлемый элемент будущего. Обеспечение городской аэромобильности за счёт использование третьего измерения становится общим местом. Сюда же добавляется капсульный дизайн, позволяющий кабине с пассажирами перемещаться в разных средах. Похоже, eVTOL-будущее предопределено. Вопрос только в дате его окончательного наступления.