Тема городской аэромобильности и летающих автомобилей переполнена эмоциями, инновациями и пока не генерирует ни копейки прибыли. Поэтому понятен интерес инвесторов к вопросу о перспективности вложения средств в это эмоционально-инновационное пространство. На прошедшем в начале октября виртуальном общем собрании в рамках инициативы Revolution.Aero докладчики из Up Partners, Uber, CitiGroup, DiamondStream Partners и BAE Systems излучали оптимизм. Можно вкладывать в отрасль, говорили они, так как даже несмотря на ожидаемые миром потери от COVID-19, аэротакси являются весьма перспективным делом. Однако стоит придерживаться стратегии “второй мыши”.
Уайатт Смит (Wyatt Smith), руководитель отдела развития бизнеса Uber уверен, что развитие городов продолжится и в них будет осуществляться большая часть мировой торговли. “Конечно, люди переосмысливают, где они предпочитают жить и работать, но устойчивость роста городов в качестве более широкого макротренда к урбанизации будет сохраняться”, - сказал Смит и добавил, что доступность аэротакси для горожан будет определяться стоимостью пассажиро-мили. Конкуренция с традиционной авиацией начинается с цены 6 долларов. Этого ориентира планируется достичь при запуске программы Uber Elevate в конце 2023 года. Ближе к 2030 году тарифы могут стать намного более конкурентоспособными.
Аналитик CitiGroup в области аэрокосмической и оборонной промышленности в Европе Паван Дасвани (Pavan Daswani) считает, что цель стоимости пассажиро-мили в 2-6 долларов актуальна для пилотируемых воздушных судов, а беспилотные летательные аппараты позволят заметно снизить планку. С тем, что стоимость пассажиро-мили была одним из ключевых факторов роста коммерческой авиации последние 50 лет согласен и Дин Донован (Dean Donovan) из DiamondStream Partners.
Дин Донован и Паван Дасвани сходятся по вопросу изменения структуры поездок на работу и обратно с развитием аэромобильности. Возможно городские перевозки объединятся с региональной авиацией и со временем увеличится число пассажиров, предпочитающих 15-минутные полёты двухчасовым поездкам в пригородных поездах. Не говоря уже о времени, которое пассажиры традиционных автомобилей могут потерять в “любимых” всеми пробках. Это желание сэкономить время за счёт полёта эксперты назвали скрытым спросом.
Вернёмся к мышам и инвестициям. Почти все знают про мышей две основные фразы “мыши кололись, плакали, но продолжали жрать кактус” и “мыши, станьте ёжиками”. Но озвученная выше стратегия второй мыши совсем про другое. Если в мягкой форме, то инвестору предлагается быть осторожным и вдумчивым, не гнаться за призрачными перспективами больших прибылей, а сосредоточиться на вложении в надёжные, пусть и менее доходные предприятия. Продавец лопат по этой методике выглядит предпочтительнее золотоискателя. В менее заумном виде эта мудрость звучит как “Бесплатный сыр из мышеловки достаётся второй мыши”. Но если столь недвусмысленное напутствие получают инвесторы, как правило вкладывающие средства более чем в один актив, то какой вывод должны сделать стартаперы, на 100% погружающиеся в один конкретный бизнес? Как говорится, “не только лишь все” из них пересекут финишную черту. Билл Шухле (Bill Schuhle) из BAE Systems считает, что прорвутся только 10 из 170.