Компания из Нидерландов PAL-V на 89-м ежегодном Женевском автосалоне представила летающий автомобиль Liberty Pioneer Edition. Этот гибрид трёхколёсного мотоцикла и автожира будет произведён ограниченной партией в 90 штук и обойдётся покупателю в 599 тысяч долларов США, что на 200 тысяч дороже, чем показанная годом ранее базовая версия данного летающего автомобиля. Поставки ограниченной версии Liberty ожидаются в 2020 году, после чего начнётся продажа более дешёвого её варианта. Стоит заметить, что было уже несколько обещаний «следующего года», когда начнутся поставки «первого серийного летающего автомобиля». Остаётся надеяться, что покупатели дождутся Liberty раньше, чем концепция окончательно устареет.
Женевский автосалон традиционно проводится в выставочном комплексе Palexpo, находящемся неподалёку от международного аэропорта Женевы. Летающие автомобили, третий год подряд появляющиеся на выставке, ещё не прибывают на автофорум своим ходом, но уже не вызывают удивления. Однако, всё ещё попадают практически во все обзоры автоновинок. Продукт компании PAL-V Liberty Pioneer Edition не стал исключением и фотографии оранжевого кузова-фюзеляжа наводнили сайты, упоминающие Женевский автосалон. Но в этом году к описательным и бравым сопроводительным текстам добавились критические. Самый короткий и убийственный комментарий дал американский автомобильный журнал Automobile: «Вы знаете, почему у нас до сих пор нет летающих автомобилей? Да потому, что они выглядят как это».
Голландский летательно-катательный аппарат на фоне традиционных автомобилей действительно выглядит странно. И привычным летательным аппаратом эту конструкцию тоже не назовёшь. В качестве шасси выбран трицикл, при движении наклоняющийся в сторону поворота, что повышает устойчивость на дороге. Воздушная часть ещё менее традиционна и не укладывается в рамки современных проектов вертикально взлетающих аппаратов с электрической тягой. Голландцы остановили выбор на автожире. Аргументами в пользу этого решения стали простота и безопасность. Двойная силовая установка, питающаяся обычным бензином и выдающая разную мощность на земле и в небе, завершает картину непохожести. Всё вместе дало гибрид с приемлемыми характеристиками, но без перспектив массового использования. ТТХ Liberty сведены в таблицу:
Общие данные | |
---|---|
Тип кузова | купе |
Количество дверей | 2 |
Количество мест | 2 |
Тип двигателя | ДВС |
Топливо | Бензин Euro 95, Euro 98, E10 * |
Ёмкость бака | 100 л |
Вес пустого | 664 кг |
Максимальный взлётный вес | 910 кг |
На земле | |
Длина x ширина x высота | 4.0м x 2.0м x 1.7м |
Тип шасси | трицикл |
Мощность | 100 л. с. |
Разгон до 100 км/ч | менее 9 с |
Максимальная скорость | 160км/ч |
Расход топлива | 7,6л/100 км |
Пробег на одной заправке | 1315 км |
В небе | |
Тип летательного аппарата | автожир |
Длина x ширина x высота | 6.1м x 2.0м x 3.2м |
Мощность | 200 л. с. |
Несущий винт | двухлопастной диаметром 10.75 метра, складной, с предварительной раскруткой |
Толкающий винт | двухлопастной складной |
Скорость полета экономичная | 140 км/ч |
Скорость полета крейсерская | 160 км/ч |
Скорость полета максимальная | 180 км/ч |
Минимальная скорость полета | 50 км/ч |
Максимальная высота | 3500 м |
Разбег | 180 м |
Пробег | 30 м |
Дальность полета | 500 км |
Дальность полета с пассажиром | 400 км |
Расход топлива | 26 л/ч |
Приведённый ниже ролик датирован 2017 годом и выбран потому, что в нём показана история создания Liberty от идеи, до предсерийного образца, начавшаяся в 1999 году в виде желания облетать автомобильные пробки по воздуху. В 2008 году создана фирма и дело перешло в практическую стадию. Это важно потому, что концепция вертикального взлёта для обеспечения городской мобильности появилась позднее. А PAL-V создала конструкцию, идеологически оставшуюся в XX-м веке. Liberty – это летающий автомобиль, заправляющийся автомобильным бензином и требующий наличия прав на управление автомобилем и лицензии пилота у владельца. Небо для Liberty начинается на взлётной полосе аэродрома, до которой ещё предстоит добраться. Трансформация из автомобиля в автожир и обратно происходит за 5-10 минут с частичным применением ручного труда.
Несмотря на то, что практически все современные проекты не только ориентируются на вертикальный взлёт и электрическую тягу, но ещё и подразумевают беспилотное использование, у летающего автомобиля без этих трёх базовых составляющих дела не так уж плохи. В стране с развитой малой авиацией и сетью частных аэродромов использование Liberty оправдано: владелец всегда при автомобиле, а в случае необходимости три-четыре сотни километров будут преодолены по воздуху. Поэтому у PAL-V ещё остаётся шанс стать первым производителем серийных летающих автомобилей. И время, чтобы продать достаточное количество единиц продукции до момента, пока беспилотные воздушные такси не завоюют небо. Наверное по этой причине планируется сначала продать дорогую версию с расширенной комплектацией, кожаным салоном и ощущением исключительности по цене, в полтора раза превышающей базовую стоимость. Проблема же, из-за которой Liberty ещё не продаётся, заключается в обязательной сертификации и автомобиля, и автожира как в США, так и в Европе.