Летающий автомобиль SkyDrive и коронавирус

Несмотря на отставание от графика разработки, японский стартап SkyDrive после успешного испытания первого пилотируемого прототипа серьёзно улучшил своё финансовое положение.

Опубликовано
07.09.2020

С точки зрения европейцев, японцы свято чтят традиции и делают лучшую в мире продукцию. Кимоно, гейшами и прочими якудза обильно нашпигованы японские микрочипы, роботы и мультфильмы. Ещё вот есть самураи. Самурай сказал - самурай сделал. Или сделал харакири. Поэтому пожилой самурай эффективен по определению. Но существуют ходы, при которых необязательные самураи всё же становятся долгожителями.

28 августа японская компания SkyDrive Inc. представила миру кадры испытаний прототипа летающего автомобиля SD-03. Только ленивый не отметился публикацией по этому поводу. Тон сообщений колебался от благожелательного до восторженного. Самые горячие авторы умудрились окрестить испытания первым полётом пилотируемого человеком летающего автомобиля. Нет смысла отрицать, что японцы достигли определённого прогресса, но почему-то никто не вспомнил, что всё должно было быть гораздо круче. Сделаю это за них.SkyDrive SD-03SkyDrive SD-03

Начало публичной истории проекта восходит к сентябрю 2012 года, когда группа энтузиастов под предводительством Цубасы Накамуры с проектом летающего автомобиля победила в бизнес-конкурсе «Korearata» и создала некоммерческую организацию «Cartivator». Судя по первым опубликованным видео, концепция была оформлена исключительно визуально и представляла из себя мультиротор с субтильным трёхколёсным шасси, обтекателем и раскладывающейся защитой роторов. В те годы и этого вполне хватало для привлечения интереса и даже получения финансирования.

Первое концептуальное видео проекта Cartivator

В 2014 году идея создания летающего автомобиля созрела окончательно и начались эксперименты с наборами с Алиэкпресс за 100 баксов «сделай сам, если сможешь». Многие моделисты узнают этот характерный блеск китайских бесколлекторых моторов в видео. Но упорство и массовость сделали своё дело, команда «Cartivator» научила летать модель 1/5, получила награду «Tokyo Startup Gateway» и привлекла под свои знамёна профессоров и энтузиастов. Попутно с этим велась активная PR деятельность и, судя по всему, стартовала краудфандинговая программа сбора средств, которая принесла свои материальные плоды уже в 2015 году.

Весело и непринуждённо команда Cartivator играет в кружок юных техников. 2014 год.

В 2015 году «Cartivator» перешёл к экспериментам полноразмерными прототипами. Команда смогла себе позволить вполне взрослые моторы и электронику в комплекте с алюминиевым профилем из местного хозяйственного магазина после сбора на краудфандинговой платформе для мейкеров Zenmono 2.6 миллиона йен, что на январь 2015 года составляло около 21.7 тысячи долларов США. Попутно к проекту подключались новые люди и организовывались студенческие лагеря. Дела шли в гору.

Фул-сайз. 2015 год.

Летние лагеря, тренировки и прочие митапы в течение следующих лет делали проект Cartivator в Японии всё популярнее. И вот, в мае 2017 года, началось сотрудничество с компанией Toyota. Согласно опубликованному пресс-релизу, автостроители обязались поддержать проект 40 миллионами йен, что эквивалентно примерно 352 тысячам долларов США. Большая цифра для группы увлечённых людей, но сравните с инвестициями в обычные сайты. На эти деньги IT-стартап может не самого звёздного разработчика на три года нанять. Однако энтузиастов сумма вдохновила и они пообещали не только запустить в небо пилотируемый прототип к концу 2018 года, но и создать летающий автомобиль для церемонии зажжения огня Олимпиады 2020. Пассионарный Цубаса Накамура, возглавивший проект в самом начале, бросил наживку акулам мирового бизнеса и она, что называется, зашла.Цубаса НакамураЦубаса Накамура

Автомобили Toyota использовались на всех Олимпийских играх, проходивших в Японии в 1964, 1972 и 1998 годах. И к летней Олимпиаде 2020 автостроители готовились очень серьёзно, рассматривая её как грандиозную демонстрационную площадку. Будучи глобальным партнёром Олимпийского и Паралимпийского комитетов по мобильности до 2024 года, компания подписала с Оргкомитетом Олимпиады соглашение о получении статуса представляющего партнёра эстафеты олимпийского огня Игр-2020. Это позволяло выбирать факелоносцев, использовать свои транспортные средства в эстафете олимпийского огня и максимально демонстрировать свои достижения. О планах можно почитать в кратком описании технологической революции, представленном на официальном сайте, где первый революционный абзац посвящён именно летающему автомобилю:

Благодаря беспрецедентному уровню участия в организации игр Toyota станет одним из главных действующих лиц Олимпиады. Например, церемония зажжения олимпийского огня будет производиться с помощью летающего автомобиля Toyota. Проект SkyDrive, который Toyota разрабатывает совместно со стартапом Cartivator, в дальнейшем ставит целью коммерциализацию персональных летательных аппаратов, включая использование летающих автомобилей в службе такси.

В июле 2018 создаётся японский совет по летающему дорожному транспорту, в который, наряду с Airbus, Boeing, Japan Airlines и Uber Technologies, вошёл Cartivator. В том же месяце энтузиасты становятся стартаперами и регистрируют компанию SkyDrive Inc.. В дальнейшем разработкой летающего автомобиля занимается как коммерческая компания, так и некоммерческий Cartivator. Примерно с этого места начинают появляться сигналы, говорящие либо о возникающих при работе над летающим автомобилем сложностях, либо о появлении понимания сложности выполнения взятых обязательств. Дату первого полёта с пилотом на борту переносят на конец 2019 года, а в 2018 году планируются только беспилотные полёты. На доведение первого пилотируемого прототипа до состояния «зажечь огонь и не облажаться оставалось» бы всего полгода. И это при условии, что новые сроки не сдвинутлись ещё раз.

Новое концептуальное видео SkyDrive

Как мы уже знаем, первый пилотируемый полёт прошёл в последние дни лета 2020 - на месяц с небольшим позднее даты открытия Олимпийских игр и срыв сроков не связан ни с какими внешними факторами. Коронавирус причиной не является, так как режим ЧС по его поводу в Японии был введён 8 апреля, а уже 25 мая он был отменён. Но коронавирус отменил Олимпиаду 2020, перенеся дедлайн на год или даже в бесконечность. Таким образом коронавирус сыграл на руку инноваторам и их покровителям. Никто оказался не виноват, что летающий автомобиль не полетел в намеченные сроки.

Видео первого пилотируемого полёта SD-03

Но это ещё не конец. Как сообщалось в пресс-релизах, в 2023 году планируются первые продажи летающих автомобилей SD-XX, где последние два символа намекают, что конструкторы пока даже не представляют, сколько итераций претерпит летающий прототип и будет не стыдно пустить посторонних заглянуть под капот. Несмотря на эти неизвестные, проект спонсирует 100 (Сто!) компаний, среди которых Fujitsu, Futaba, Kenwood NEC, Panasonic, Toyota и многие другие. Об успешных испытаниях написали ведущие мировые СМИ. И в тот же день SkyDrive Inc. «подняли» во втором раунде инвестиций 37 миллионов долларов, что в сумме с первым раундом составляет 53,8 млн долларов США.Миссия выполненаМиссия выполнена