Связанные одной блокчейн-цепью Bartini и McFly

Детали запуска модели и лаборатории аэротакси в Сколково

Опубликовано
12.12.2018

В инновационном центре «Сколково» 7 декабря 2018 года совместно с международным агентством воздушной мобильности «McFly.aero» открыта лаборатория аэротакси. Целью деятельности лаборатории является исследование летательных аппаратов и необходимых для их эксплуатации инфраструктуры, алгоритмов и других составляющих, по которым отсутствует опыт. Однако уже первый тестовый полёт модели аэротакси российского стартапа «Bartini» в тот же день закончился в сугробе, наверное став самым громким медийным событием конца года ввиду места проведения испытаний и озвученного бюджета в 12 миллионов рублей.Ожидание и реальностьЧего мы ждали и что увидели

Произошедшее падение не произвело такого медийного эффекта, если бы не выбранное место проведения испытаний, озвученный бюджет мероприятия и армия журналистов, изрядно уставшая от ожидания и мороза. Упавшие 12 миллионов рублей в Сколково ранили и общественность в самое чувствительное место головного мозга. Изучая наклейки на чемодане или магнитики на холодильнике можно с высокой степенью точность узнать некоторые факты жизни их хозяина. Анализ надписей на упавщей модели аэротакси тоже даёт интересный результат. Ниже для ознакомления находится запись трансляции испытаний от Life - 45 минут несогласованных действий, лишних слов и ненужных ракурсов. При просмотре видео возникает ощущение, что разворачивающаяся в виде драмы презентация не была подготовлена, отрепетирована или даже согласована. Каждый творил историю так, как он её понимал. Если не хочется тратить время, то основная движуха происходит примерно на 35-й минуте.

Начнём с самой незаметной надписи: Khariton Slavorossov. Это имя и псевдоним талантливого русского спортсмена, одного из пионеров русской авиации, педагога и инженера. Не хочется гадать о том, почему это имя нанесено на корпус прототипа аэротакси, но скорее всего, дело в историческом факте, согласно которому именно полёты Славороссова стали причиной, по которой связал свою жизнь с авиацией Бартини, давший имя производителю изучаемого летательного аппарата. Истории жизни Роберта Бартини, Харитона Славороссова и географическая точка, в которой пересеклись их жизненные пути достойны того, чтобы потратить на их изучение несколько часов своего времени. В этом месте романтическая часть исследования заканчивается.Khariton SlavorossovПосвящение лётчику Харитону Славороссову

Bartini или Бартини - известный в России и за рубежом стартап, занимающийся созданием аэротакси. Назван по имени великого русского авиаконструктора и итальянского аристократа Роберта Бартини. В ноябре 2015 зарегистрировано ООО «Проект Бартини» с юридическим адресом на территории Инновационного центра Сколково, в число учредителей которого вошло минимум два человека из тех, что отметились в прилагаемом видео. В июле 2017 года на международном аэрокосмическом салоне стартапом был представлен виртуальный прототип аэротакси и объявлено о поиске средств для создания его материальной версии. Именно эта компания является резидентом Сколково. Однако, по данным ФНС, данное предприятие на 1 ноября этого года находится в числе компаний, не представляющих налоговую отчетность более 1 года. BartiniBartini имени Роберта Бартини

В октябрьских публикациях министр инвестиций и инноваций Подмосковья Денис Буцаев называет «Бартини» резидентом коворкинг-центра в Реутове и технопарка «Сколково». А уже в декабре, в статьях с объяснениями произошедшего падения от ТАСС и Ленты.ру, название компании выглядит чуть-чуть иначе. Теперь это - ООО «Бартини дизайн». Предприятие зарегистрировано в подмосковном Жуковском в январе 2018 года. От «проекта» «дизайн» отличается сокращённым числом учредителей и видов деятельности. Поэтому заявление представителей «Сколково» о том, что при создании плюхнувшейся модели не были использованы гранты и не использовались налоговые преимущества фонда выглядят вполне правдоподобно. Так что вариант «резидент Сколково» в описании лётного инцидента без человеческих жертв можно отбросить, но остаются ещё тревожащие воображение 12 миллионов и их «пильщики».BartiniМомент полёта модели аэротакси

Обсуждение полёта модели аэротакси от «Бартини» почти всегда сопровождается калькуляцией потраченных на его создание средств. Встречаются оценки стоимости материалов и комплектующих от 60 тысяч до 3 миллионов рублей. Но регулярно повторяющиеся предложения в стиле «я такое сделаю за 10% от суммы» обычно не учитывают зарплат сотрудников, стоимости аренды, покупки оборудования, платежей подрядчикам и налогов. А в реальности перечисленные статьи расходов кратно превышают стоимость комплектующих. Особенно при отсутствии собственной производственной базы. Кстати, одним из подрядчиков явлется центр прототипирования высокой сложности НИТУ «МИСиС» «Кинетика», о чём сообщают соответствующие надписи слева и справа. Поинтересуйтесь у них прайсом, если не лень. А замеченный самыми внимательными полётный контроллер SmartAP MAX, не поддерживающий в базовой версии работу с конвертопланами, нуждается в кастомной доработке, которая осуществляется совсем не на чистом и искрящемся энтузиазме. Оценку эффективности расходования озвученных 12-ти миллионов пусть проводит кто-нибудь другой, но речи о нецелевом использовании средств вроде не идёт. Этот же вывод можно сделать при изучении автомобиля, доставившего инженеров на стартовую площадку. Отрицательный результат даёт и поиск следов государственного бюджета: в проект вкладывались сами участники и частные инвесторы.КинетикаКинетика - подразделение МИСиС

Теперь к оставшейся не рассмотренной надписи «McFly» на филейной части летательного аппарата. Летом 2017 года на Международном Авиасалоне МАКС-2017 в Москве было объявлено об образовании технологического консорциума «Blockchain.Aero». Как следует из названия, консорциум не простой, а блокчейн. Его задачей должно было стать построение единой блокчейн-платформы для создания и обеспечения полётов массовой городской авиации. Пионером использования технологии должен был стать разработчик вертикально взлетающих электролётов «Bartini», так удачно презентовавший виртуальный вариант аэротакси на том же самом МАКС-2017. Необходимость создания новых систем управления воздушным движением перспективных беспилотных и пилотируемых летательных аппаратов сомнения не вызывает. Не совсем понятна причина, по которой разработчики упорно пытаются организовать её на основе блокчейн.McFlyМеждународное агентство воздушной мобильности McFly.aero

Сегодня желающих открыть страницу «Blockchain.Aero» перенаправляют на сайт «McFly.aero», где можно узнать, что к консорциуму присоединилось три проекта по разработке летательных аппаратов, уже потрачено более 40 тысяч человекочасов и над задачами работает 10 компаний. Информация на сайте красиво разложена, представлены участники, присутствует блог, «дорожная карта» и программа токенизации полётов, что бы это ни значило. А так же - календарь размещения токенов McFly, но об этом немного позднее.McFlyСхема чего-то очень умного

Проекты консорциума по разработке ЛА, это «Bartini», «АвиаНовации» и «I’m aero». OOO «АвиаНовации» родом из Новомосковска и создаёт складное мультироторное нечно «Hepard» о 22-х пропеллерах. Компания образована в январе 2015 года, является резидентом Сколково и, кажется, больше ничем себя не проявила. Единственным заметным действием можно назвать переименование проекта - раньше они разрабатывали «Кальмара». В ряду футуристических мультироторных электролётов это не самая вопиющая виртуальная инновация. Но о летающей версии любого размера пока никакой информации найти не удаётся.HepardТак летают Гепарды

Что касается «I’m aero», то компания предлагает уникальный ультралёгкий соосный вертолёт R-34. Сайт «I’m aero» на момент написания статьи не работал, так как регистрация домена закончилась 23 ноября. Так же не отвечала и страница компании в Facebook. Надеемся, что последнее не связано с новыми требования руководства социальной сети к сексуальному и эротическому контенту. По оставшимся в вебе следам видно, что представители компании искали деньги для организации серийного производства своей винтокрылой машины, показывая её опытные образцы с разных ракурсов на земле и в небе. В мае 2018 года «I’m aero» провела ICO и собрала чуть больше 170 тысяч долларов. Надеемся, что какая-то часть собранных средств ещё осталась и её хватит для продления домена и публикации на сайте подробностей происходящего. Что касается вертолёта, то он до неприличия похож на ставший жертвой воровства крупных сумм из бюджета R-30 от находящегося в состоянии банкротства ООО «Роторфлай». R-34 и R-30Рендер R-34 I’m aero и R-30 Роторфлай

Таким образом, разбор букв на упавшем летучем чемодане без ручки приводит к выводу, что главным событием ушедшей пятницы было создание лаборатории аэротакси с участием «McFly», а не отчёт за потраченные не бюджетные средства вылетевшим из сколковского гнезда птенцом по имени «Bartini». Накладки и нестыковки были связаны с обычным для технических проектов дефицитом времени. Именно по этой причине презентация прошла без репетиции, люди говорили слова, которые лучше было бы оставить при себе, производили действия, вызывающие удивление и показывали журналистам то, что для этого не было предназначено. Нельзя ли было отложить мероприятие, довести прототип до более летучего состояния и провести хотя бы одну репетицию? Нельзя! И причина этого в том, что на 11 декабря было запланировано «открытие нового окна возможностей», оно же - второй раунд продаж токенов «McFly». Именно к этому событию собирали прессу, устраивали шоу и немножко упали. Так что никакой это не циничный распил, а обычный блокчейн.