Летающие автомобили будут летать и в России. Лет через 10-15. Возможно.

В МАИ прошла 1-я Международная конференция «Беспилотные летательные аппараты»

Опубликовано
25.11.2020

24 ноября 2020 года Московский авиационный институт провёл первую Международную конференцию «Беспилотные летательные аппараты». В соответствии с современной модой, обсуждение повестки в области беспилотных авиационных систем (БАС) было организовано в формате онлайн присутствия некоторых участников. Докладами отметились ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, советник руководителя региона Пьемонт (Италия) по развитию аэрокосмического направления доктор Джованни Бертолоне, директор по инновациям АО «Вертолёты России» Андрей Шибитов, директор по управлению проектами Национальной технологической инициативы (НТИ) Наталья Эрдем, исполнительный директор АО «Концерн «МАНС» Михаил Каневский. Всего около шести десятков докладов. В основной части конференции прошли заседания по трём секциям: «Проектирование БАС», «Сертификация и инфраструктура БАС», «Применение и эксплуатация БАС».

В рамках конференции обсуждались беспилотники как вообще, так и в приложении к городской аэромобильности. Не надо быть экспертом, чтобы прогнозировать рост загруженности существующей транспортной инфраструктуры - она и сейчас перегружена. Так же не является новостью попытка решить наземные транспортные проблемы за счёт использования 3-го измерения. Поэтому описание сложившихся тенденций в области транспорта можно назвать констатацией факта и далее либо присоединяться, либо ждать дальше. Плюс в копилку новых транспортных решений подкидывает пандемия COVID-19. Наверное потому, что это модно. Ведь не могут же расчитывать серьёзные люди на то, что вирус не допрыгнет до летящего воздушного судна?

Тема аэромобильности была затронута в докладе директора по инновациям АО «Вертолёты России» Андрея Шибитова. Создание аэротакси в России входит в число проектов холдинга. Коммерческую эксплуатацию системы планируется начать лет через 10-15, а всерьёз экспериментировать с ней будут через 3-4 года. К 2030-2035 годам воздушные суда могут частично заменить автомобили, а ещё через 5 лет аэротакси переведут на батарейки и беспилотную систему управления. Есть надежда, что в те далёкие времена уже будут решены технологические, инфраструктурные и законодательные проблемы. При этом вертолётчики видят аэромобильность в аэрометро, аэротакси, доставках грузов малой и средней размерности, мониторинговых миссиях.

Отличие терминов аэротакси и аэрометро, как поясняют в Федеральном агентстве новостей, в способе формирование маршрутов. Аэротакси предоставляет пользователям свободу в выборе точек начала и окончания полёта, а аэрометро перемещаются по заранее сформированным траекториям. Обращает на себя внимание то, что аэромобильность у отечественных вертолётчиков обычная. В то же самое время за рубежом аэромобильность всё больше городская и перспективная. Не значит ли это, что нам обещают через 10-15 лет всего лишь понаделать вертолётных площадок по Подмосковью? И что не будет никаких футуристических летательных аппаратов, а доставлять пиццу дронами будут лишь в том случае, если на востоке войдёт в моду имя Дрон?

А в это же самое время прошёл круглый стол в Уфимском государственном авиационном техническом университете и посвящён он был перспективам развития авиационных электрических машин. Его участниками стали, в том числе, специалисты холдинга «Вертолеты России». И, разумеется, мероприятие проходило в смешанном очно-дистанционном формате. Пишут, что УГАТУ выступает участником проекта по созданию электролёта, который выполняется по заказу Минпромторга совместно с учеными из ЦИАМ имени П.И. Баранова и СибНИА имени С.А. Чаплыгина. Использование разрабатываемых электродвигателей для перспективных пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, а также для высокоскоростных винтокрылых машин позволит создать машины нового поколения, такие как аэротакси, сверхлёгкие экономичные вертолеты, беспилотные летательные аппараты и пилотируемые летательные аппараты для межрегиональных перевозок.

Товарищи учёные, доценты с кандидатами, надеемся, вы друг о друге что-нибудь узнаете раньше 2030 года.