25 ноября 2020 года в ангаре австралийской благотворительной аэромедицинской организации CareFlight состоялась презентация воздушного судна Vertiia, разрабатываемого австралийской же компанией AMSL Aero. Собравшимся продемонстрировали предполётный прототип летательного аппарата, представляющий из себя конвертоплан о 8-ми электромоторах, которых кормят аккумуляторы или водородные топливные элементы. На мероприятии и в выпущенном по этому случаю пресс-релизе было объявлено о партнёрстве между организациями в проекте создания на основе Vertiia летающей скорой помощи для CareFlight. Если объявленные планы будут выполнены, то Vertiia начнёт использоваться CareFlight уже в 2023 году.
Компания AMSL Aero работает над Vertiia в тесной кооперации с командой инженеров аэрокосмических исследований Сиднейского университета и стартапом Mission Systems (не путать с General Dynamics Mission Systems). Пилоты CareFlight тоже будут участвовать в проектировании летательного аппарата, чтобы он отвечал потребностям медицинских служб. Пишущие о проекте особое внимание уделяют гранту в размере 3 миллионов австралийских долларов от правительства Австралии и дополнительным инвестициям в размере 3 миллионов австралийских долларов от IP Group, что на дату публикации равнялось 4 433 730 долларам США.
Поскольку воздушное судно ещё не успело полетать, то создатели оперируют расчётными тактико-техническими характеристиками. Согласно им, Vertiia в горизонтальном полёте сможет разгоняться до скорости 300 км/ч. При питании от аккумуляторов дальность полёта составит 250 километров, при полёте на водородном топливе - 800 километров. На сайте компании AMSL Aero указано, что пилотируемая версия способна перевозить четырёх пассажиров. Техноблогеры настаивают на перевозке 2-3 человек. Способность к беспилотному полёту закладывается конструкторами на этапе проектирования и будет востребована после отработки пилотируемых полётов и получения соответствующих разрешений.
Vertiia представляет из себя тандем биплан с замкнутым крылом. Возможность вертикального взлёта и посадки обеспечивается поворотом всех восьми электромоторов с пропеллерами и даёт право относить воздушное судно к классу eVTOL. Для уменьшения воздушного сопротивления создаваемому воздушному потоку, в переходных режимах крылья поворачиваются вместе с роторами. Обтекаемая и относительно узкая кабина, по словам создателей, так же должна способствовать снижению сопротивления воздуха во время полёта. На презентации Vertiia ни раз называли самым эффективным летательным аппаратом в мире. Остаётся надеяться, что эти слова будут подтверждены будущими испытаниями.
CareFlight - это австралийская благотворительная авиамедицинская организация, начавшая свою деятельность в 1986 году с одного вертолёта. В настоящее время для экстренной помощи организация использует вертолёты Agusta AW13 и Kawasaki BK117 B2, как наиболее эффективное средство доступа к пациентам и для их транспортировки. Для полётов на большие расстояния и полётов в удалённые регионы используются турбовинтовые самолёты Beechcraft King Air B200. В некоторых внутренних и международных операциях применяются специально оборудованные реактивные самолёты Beechjet 400s.
Компания AMSL Aero учреждена в 2017 году и управляется дуэтом Эндрю Мур (Andrew Moore) и Шивон Линдон (Siobhan Lyndon), занимающими соответственно должности генерального и исполнительного директоров. Эндрю имеет более чем 20-летний опыт авиационного инженера и пилота, Шивон столько же времени уделила вопросам бизнеса и права. К учредителям AMSL Aero присоединилась сильная и разносторонняя команда из инженеров и экспертов аэрокосмической отрасли. Основной целью проекта является создание безопасного и экологически чистого воздушного судна, позволяющего людям не замечать пробок на дорогах и свободно выбирать место, где они хотят жить и работать. Себя компания позиционирует, как лидера австралийского авиастроения.
Генеральный директор AMSL Aero Эндрю Мур
Vertiia мгновенно обеспечит более широкий доступ к медицинским услугам для уязвимых отдаленных, сельских и региональных сообществ, предлагая новые модели оказания помощи за счет быстрого и недорогого сообщения. В отличие от аэромедицинских самолетов, которым требуется взлетно-посадочная полоса, Vertiia будет доставлять пациентов непосредственно из любого места прямо в больницу, значительно снижая сложность и время транспортировки уязвимых пациентов. Кроме того, она будет тише и безопаснее, чем вертолеты, и в конечном итоге будет стоить не больше автомобиля для обслуживания и эксплуатации, превращая аэромедицинский транспорт в гораздо более доступный, доступный, безопасный и надежный вариант. Обширная география Австралии и низкая плотность населения делают эту технологию особенно ценной, поскольку она находит применение и в других важнейших областях, включая воздушную перевозку людей во время лесных пожаров или транспортировку сельских пациентов для профилактического лечения и тестирования, вместо того, чтобы ждать до точки критического заболевания, травмы или риска смерти. Являясь самой эффективной в мире системой eVTOL, она также создает огромные возможности для предоставления решений по перевозке по воздуху с нулевым выбросом вредных веществ.
Генеральный директор CareFlight Мик Фрюен
Достижения в области аэромедицинского обслуживания, обещанные компанией Vertiia, изменят результаты лечения пациентов в уязвимых региональных и отдаленных населенных пунктах. Безопасная и эффективная новая технология позволит CareFlight обеспечить лучшее клиническое обслуживание большему количеству австралийцев, чем когда-либо, и, что очень важно, помочь им намного быстрее. Это продвижение повысит способность CareFlight выполнять нашу миссию: спасать жизни, ускорять выздоровление и служить обществу.
Вице-канцлер Сиднейского университета доктор Майкл Спенс
Мы невероятно рады сотрудничеству с AMSL Aero в разработке Vertiia, технологии, которая может быстро обезуглерожить авиаперелеты и улучшить транспортировку пациентов. Моя команда использовала компьютеры для проектирования и алгоритмов оптимизации конструкции самолета и его пропеллеров. Это в конечном итоге позволит AMSL Aero достичь своих амбициозных целей по дальности и скорости для Vertiia.
Заместитель премьер-министра и министр инфраструктуры, транспорта и регионального развития Майкл Маккормак
То, что мы наблюдаем сегодня здесь, - это революция в авиационной медицине. В Северной территории, например, самолет, который движется со скоростью 300 километров в час, как Vertiia, может охватить 98 процентов населения.